Исраил 95REG (israil_95reg) wrote,
Исраил 95REG
israil_95reg

Categories:

Иновещание иранского Гостелерадио закрывает ряд пропагандистских каналов

Обращение к зарубежной аудитории является одной из важных задач иранских национальных СМИ, причем, как в нынешний, так и в период, предшествовавший Исламской революции в Иране. С 1961 г. «Радио Ирана» начало передачи для зарубежных слушателей на английском, арабском, русском, турецком и урду языках. Гораздо раньше в Иране появилась и пресса на основных западных языках. В период после установления в стране режима исламской республики, несмотря на продолжавшуюся много лет изоляцию страны, большое внимание уделялось и уделяется прессе, радио и телевидению на английском, французском, арабском, турецком и других языках, понимая, что это важные каналы не только информирования мировой общественности о проходящих в стране общественно-политических процессах, но и продвижения своей идеологии на мировом пространстве. С переходом многих СМИ в интернет-сферу, большая часть их обзавелась версиями на иностранных языках, при этом набор языков чаще всего диктуется политическими предпочтениями.



Так, крупнейшее в Иране официальное информационное агентство ИРНА дублирует ныне большую часть своей продукции на арабском, английском, немецком, русском, испанском, турецком, урду, французском и китайском языках. Выбор языков всегда подстраивается под актуальность событий. Так, с конца 1990-х гг. в период обострения ситуации на Балканах ИРНА публиковала свою продукцию и на сербско-хорватском языке. Популярное в сфере информационных услуг агентство иранских студентов ИСНА дублирует свой контент на английском, французском и арабском языках.

Агентство Fars News, отражающее точку зрения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) переводит свои публикации на пушту, турецкий, арабский и английский. По сути, английские версии имеют все сколько-нибудь значительные интернет-издания. Достаточно серьезный выход на зарубежную аудиторию имеет и иранское радио и ТВ.

По данным иранских СМИ, в настоящее время в стране вещают 49 спутниковых телевизионных каналов и 51 радиоканал. Широкой известностью пользуется канал Jame Jam – один из международных каналов Гостелерадио, рассчитанный на иранцев, проживающих в Европе, Америке, Азии и Австралии. То же самое можно сказать и об информационных каналах Al-Alam и Al-Kowsar (оба на арабском языке), канале Press TV (на английском языке) и Hispan TV (на испанском языке), являвшихся амбициозными телепроектами последних полутора десятилетий, транслирующихся по всему миру.

До недавнего времени казалось, что тяжелое экономическое положение страны серьезным образом не отражается на функционировании СМИ, особенно ориентированных вне Ирана и являющихся пропагандистскими рупорами режима. Однако реалии последних дней заставляют в этом усомниться. Как видно из поступающей из ИРИ информации, иранское вещание на зарубежные страны в ближайшее время ждут серьезные структурные перемены. Сообщивший об этом на днях заместитель генерального директора иранского Гостелерадио по международным вопросам Пейман Джабали объявил о том, что, по всей вероятности, вещание спутниковых программ, в том числе – англоязычной Press TV и арабоязычной Al-Alam, по финансовым причинам, будет закрыто. Эти программы были открыты и функционировали весьма активно, выполняя чисто пропагандистские и ознакомительные функции. Первая была ориентирована на европейскую и англоязычную аудиторию, вторая была ориентирована на арабские страны ближневосточного региона. Press TV рассматривался в период нахождения у власти в Иране консерваторов во главе с президентом Махмудом Ахмадинежадом как важный пропагандистский проект, и на него после официального открытия в 2007 г. выделялось достаточно щедрое финансирование. СМИ приводят в эти дни впечатляющие цифры творческого потенциала Press TV: канал имеет корреспондентов во всех стратегически важных точках по всему миру — в Нью-Йорке, Вашингтоне, Лондоне, Париже и др. Израильский фарсиязычный канал «Пайамэ Эсраиль» утверждает, что отделение Press TV функционирует и в Иерусалиме. Внутри Ирана на него работают 400 специалистов. Факт возможного закрытия Press TV говорит о тяжелом финансовом положении, которое испытывает в настоящее время Исламская Республика, в том числе – на фоне целого ряда экономических санкций, наложенных США в связи с иранской атомной программой. Финансовые проблемы, по словам заместителя генерального директора иранского Гостелерадио по международным вопросам, влекут за собой закрытие и других важных зарубежных проектов, в том числе – ставшего очень популярным iFilm TV, который представляет собой ориентированную на широкую публику иранскую развлекательную сетью на английском, арабском и персидском языках. Она работает почти 10 лет, с сентября 2010 года. В последние годы сетью iFilm TV руководит Мехди Моджтахед, сын популярного в Иране аятоллы Шабестари.

Как писали иранские СМИ, ряд иранских каналов уже подвергся санкционому прессингу США и был удален с нескольких европейских и американских спутников, хотя ЕС отверг такие обвинения. Финансовые трудности, сказал Пейман Джабали, вероятно, повлекут за собой закрытие и уже почти 40 лет вещающей на Афганистан иранской программы на языке дари – одном из двух официальных языков этой страны. Несколько недель назад прекращено вещание несколько небольших арабоязычных спутниковых каналов, ставших банкротами. ИРНА на днях писало, что правительство пытается помочь выплатить долги в иностранной валюте перед западными спутниковыми компаниями, но это поставило другие зарубежные сети на грань прекращения вещания.

Заместитель генерального директора иранского Гостелерадио по международным вопросам обратил внимание и на то, что организация почти лишилась финансирования, «не получив ни одного доллара». СМИ сообщают о том, что громадные долги иранского ТВ перед зарубежными спутниковыми компаниями росли в последние годы просто в геометрической прогрессии. Директор Третьего канала иранского ТВ Голам-Реза Мир-Хоссейни еще несколько лет назад сетовал на то, что у ТВ выросли до 50 млн долларов долги за право трансляции, аренду спутников и приобретение оборудования. Вряд ли оздоровлению финансового положения иранского радио и телевидения способствовали введенные в 2012 г. США санкции против этой государственной структуры по причине ее участия в борьбе с инакомыслием и диссидентством. В частности, одним из аргументов США в наложении санкций на радио и телевидение ИРИ была организация и проведение на национальном уровне трансляций выбиваемых под жестокими пытками признаний оппозиционеров, политических узников и всех несогласных с правящим в Иране режимом исламской республики. Последние санкции, введенные одновременно с выходом США из СВПД, еще более ухудшили финансирование этой пропагандистской структуры, спасая которую, религиозный лидер страны аятолла Али Хаменеи несколько раз обращался даже к помощи «священных коров» правящего режима — различных исламских фондов.
Tags: ИРИ, Иран, КСИР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments